Недавно позвонили один старые заказчики: я как-то помогал им с закупкой компьютеров, их настройкой, прокладкой СКС в их новом офисе и т.д. Но это было несколько лет назад, тогда фирма активно развивалась: создавались новые рабочие места, нанимались новые сотрудники, закупалась новая техника, старый офис стал мал, фирма переезжала в новый, более просторный офис.
А сейчас эта фирма переживает не лучшие времена: прибыль снизилась, аренда большого офиса стала не по карману, часть сотрудников переехало в маленький офис, часть - работают удаленно из дому на оставшимся в единственном экземпляре корпоративном сервере. И этот сервер начал подавать признаки того, что скоро ему пора уходить в край вечнохолодных процессоров. Ведь он трудился долгих семь лет, и сейчас уже не купить в него ни новой оперативной памяти, ни отработавшие свое жесткие диски не на что сменить.
И решило начальство (а их там несколько человек, они называют себя «партнеры»):
«А зачем нам свой сервер? Сейчас все переезжают в облака, так давайте и мы переедем в облака. Что у нас на сервере самое важное, без чего мы не можем обойтись? Бухгалтерия? С 1С? Так давайте перенесем её в облака? Вон ведь сколько фирм предлагают SaaS для 1С. И не дорого.»
И позвонили мне.
Но, как оказалось, все не так просто.
Согласно Википедии:
SaaS (англ. software as a service — программное обеспечение как услуга; также англ. software on demand — программное обеспечение по требованию) — бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения.
Мне на ум приходит только сравнение с заведениями общественного питания. Я настолько стар, что ещё помню что такое заводские столовые, и большинство сервисов, предлагающих SaaS 1C, у меня ассоциируются именно с ними. Все очень просто: Вот суп, который едят все, и Вы тоже будете его есть. Выбор? Да, у нас есть выбор: вот суп, он чуть дешевле, а вот борщ, он чуть дороже, но зато с мясом. Т.е. вот вам на выбор либо за меньшую плату меньше возможностей, либо большую плату чуть больше возможностей.
Но покупая этот «борщ» Вы не сможете выбрать, сколько в нем будет картошки, будет ли в нем лук, и т.д. Ведь борщ уже сварен.
А ведь все знают что каждый бизнес уникален, и, зачастую, эта уникальность и поддерживает конкурентное преимущество. И именно поэтому в ставшей популярной программе ведения бухгалтерского учета 1С можно сделать все что угодно: и заказная разработка, и кастомизация, и прочее, и прочее. И именно это, в том числе, способствовало тому, что эта программа настолько популярна. Но почему то те, кто предоставляет SaaS об этом напрочь забывают.
И получается вот так:
- Ой, а у Вас нестандартная база? Хорошо, но доплатите за дополнительные услуги.
Но на деле получается примерно так: Мы можем добавить еще картошки в ваш борщ, но часть картошки будет сырой, но при этом заплатить вам надо и за сам борщ и за дополнительную картошку.
Или же:
- Ой, а у Вас нестандартная база? Тогда вы не наш клиент.
Ну или пожалуйте в SaaS-кафе, тут вам и блюда на выбор, и выбор шире, и обслуживание получше. И улыбчивая (не всегда) официантка принесет Вам Ваш заказ. Но и цены подороже.
Т.е. примерно так, как у крупного интегратора-аутсорсера.
А если же вы захотите индивидуального подхода, к примеру необходимо к 1С подключить ещё и клиент-банк (ну а какой смысл сотрудникам вносить в 1С-бухгалтерию платежи руками? Или создавать платежки руками, внося в ручном режиме данные из базы 1С?), тогда вот Вам в SaaS-ресторан. Тут и повар приготовит Вам то, что пожелаете, и учтет Ваши индивидуальные пожелания, и т.д. и т.п. И картошки в «борще» будет ровно столько, сколько Вы захотите. Но при этом теряется экономия на масштабе и вся целесообразность монетизации основанной на подписке, а значит и расценки будут совершенно другие.
И такой ценовой политикой получается что крупным компаниям, с большим количеством пользователей, где все задекларировано и стандартизовано, подошел бы вариант с SaaS-столовой, но т.к. сумма оплаты за услугу прямо пропорционально количеству пользователей, для них смысла в стороннем сервисе не много: им дешевле самостоятельно организовать и содержать свой IT-отдел.
А для небольших компаний, которым как раз и важны и кастомизация сервиса и индивидуальный подход расходы на SaaS-ресторан не по карману. Для них проще обзавестись контактами нескольких фрилансеров, и обращаться к ним по мере необходимости, а сервер, чтобы избавится от первоначальных капиталовложений, можно и арендовать. Тем более что рынок аренды серверов достаточно широк. И на этом рынке можно найти предложения с возможностью аренды лицензий.
И подводя итог всему вышесказанному, если компания готова вложить средства в инфраструктуру компьютерной техники и в покупку программных решений, поддерживать её, то целесообразнее купить лицензии на программное обеспечение, необходимое оборудование, и нанять людей которые будут за этим всем следить и поддерживать, то, конечно же, это самый оптимальный вариант.
Если средств на капитальные вложения на данный момент нет, то остается вариант аренды как и серверных ресурсов, так и лицензий.
И лишь в случае если Вам необходимо развернуть систему в кратчайшие сроки и с минимальными первоначальными вложениями, можно рассматривать SaaS как один из вариантов.
|
Подробнее...